На конвейере - ДТ-54 // Пустынников И.А., Севастьянов  К.Р. Ордена Ленина   Алтайский тракторный: очерк истории Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина [Текст].- Барнаул: Алт. кн.изд-во, 1978.-С.81-91

Новые требования мирного времени с большой остротой выдвинули перед тракторостроителями вопросы дальнейшего совершенствования машин, улучшения их качества, повыше­ния эксплуатационных показателей. Успешно выполняя государственное задание первой послевоенной пятилетки по вы­пуску тракторов АСХТЗ-НАТИ, коллектив АТЗ одновремен­но настойчиво и целеустремленно продолжал работу над совершенствованием его конструкции и технологии произ­водства. За годы эксплуатации на полях страны и в суро­вых фронтовых условиях этот трактор получил хорошую оценку.

Это был первый советский гусеничный трактор с работав­шим на керосине двигателем мощностью 52 лошадиные силы. Еще в 1938 году трактор СТЗ-НАТИ получил на выставке в Париже высшую оценку — Гран при.

Конструкторы АТЗ, изучая работу тракторов в самых раз­нообразных условиях эксплуатации, внесли существенные новшества. Была изменена конструкция воздухоочистителя и масляного фильтра, что повысило срок службы кривошипно-шатунного механизма. Значительно улучшило работоспособ­ность трактора применение эластичного кардана с резиновы­ми втулками. Срок службы узла увеличился с полутора ты­сяч часов до шести, т. е. в четыре раза.

Одновременно с усовершенствованием трактора АСХТЗ-НАТИ на заводе еще в годы Великой Отечественной войны интенсивно велась работа по созданию нового дизельного трактора. Группа конструкторов в составе главного конструк­тора АТЗ М. С. Сидельникова, его заместителя Э. А. Саркисянца, ведущих инженеров X. А. Тейтельбаума, X. А. Вейхмана, Д. С. Гайдука, С. А. Габовича, Б. С. Гахенсона и других в сжатые сроки разработала документацию на новый дизель­ный трактор. В декабре 1944 года на Алтайском тракторном заводе был изготовлен первый опытный образец гусеничного дизельного трактора ДТ-54, получившего впоследствии боль­шую популярность у механизаторов нашей страны и за ее пределами.

Одним из главных этапов в создании новой машины, который по существу и решает ее будущее, являются испыта­ния. Первыми испытателями на АТЗ были И. К. Смотриченко, П. Е. Харченко. В послевоенные годы в испытательный отряд пришли и стали квалифицированными специалистами Г. 3. Лошкин, М. Ю. Лапкин, Н. А. Лукьянцев,Д.Д.Лебедев. В апреле 1945 года главный конструктор завода М. С. Сидельников, его заместитель Э. А. Саркисянц и группа конст­рукторов АТЗ были вызваны в Наркомат среднего машино­строения для доклада на коллегии о ходе изготовления об­разцов дизельных тракторов и результатах их заводских ис­пытаний.

После доклада М. С. Сидельникова члены коллегии ос­мотрели опытный образец нового трактора.

«Быстрее заканчивайте экспериментальные работы, да­вайте скорее машину!» — одобрительно говорили работни­ки Наркомата. Дизельный трактор был доставлен на опытное поле Тимирязевской сельскохозяйственной академии, где его осмотрел нарком сельского хозяйства А. А. Андреев.

Разговоры в Наркомате, встреча с А. А. Андреевым оста­вили у конструкторов АТЗ неизгладимое впечатление. Там, в Москве, они еще острее ощутили необходимость скорейше­го выпуска дизельного трактора.

Государственные испытания опытных образцов проводи­лись на полях страны в различных условиях их эксплуатации. Весной 1946 года группа испытателей АТЗ с тремя дизель­ными тракторами и двумя серийными 1 ТА выехали на Ар­мавирскую испытательную станцию. Одновременно с алтай­скими тракторами на испытания было представлено около 30 разных марок тракторов других заводов страны, в том числе новые трактора ХТЗ и СТЗ. Всем им предстояло дер­жать серьезный экзамен — отработать по две тысячи часов.

В 1947 году на заводе были изготовлены еще три опыт­ных трактора ДТ-54, которые были отправлены на межведомственные испытания в Янги-Юль Узбекской ССР. После усо­вершенствования ряда узлов новый трактор проверялся на всех видах сельскохозяйственных работ на поливных, изре­занных арыками тяжелых почвах Узбекистана. И здесь ал­тайский ДТ-54 с честью выдержал строгий экзамен.

По результатам проведенных испытаний и материалам технической экспертизы Государственная комиссия рекомен­довала дизельный трактор АТЗ для поставки на серийное производство.

В ноябре 1949 года Харьковский и Сталинградский трак­торные заводы первыми освоили его выпуск. Отдельные узлы дизельного трактора одновременно совершенствовались в процессе освоения производства. Много новшеств внесли конструкторы СТЗ и ХТЗ, что позволило сделать трактор бо­лее совершенным и надежным в эксплуатации.

В марте 1950 года на АТЗ пришла радостная весть: ре­шением Совета Министров СССР за разработку конструкции и промышленное освоение сельскохозяйственного дизельного трактора присуждена Сталинская премия руководителю ра­бот, главному инженеру АТЗ Михаилу Степановичу Сидельникову, бывшему директору, ставшему заместителем мини­стра автотракторной промышленности СССР, Петру Павловичу Парфенову, бывшему главному инженеру Николаю Ни­колаевичу Петровскому, конструкторам Эрванду Арменакиевичу Саркисянцу и Ханине Яковлевичу Тейтельбауму.

Дизельный трактор как в техническом, так и в экономи­ческом отношении явился более совершенной машиной.

Если на керосиновом тракторе АСХТЗ-НАТИ самые луч­шие механизаторы могли вспахать за сезон 1200—1500 гек­таров, то на дизельном тракторе они начали вспахивать до 2 тысяч гектаров. Основным преимуществом нового тракто­ра по сравнению с работавшим на керосине являлось значи­тельное уменьшение расхода горючего и смазочных мате­риалов, более высокая износоустойчивость и надежность в работе.

В своих выводах межведомственная комиссия по испы­танию тракторов отмечала высокую экономичность дизельно­го трактора АТЗ ДТ-54, применение которого по сравнению с керосиновыми тракторами давало экономию топлива на 35— 40 процентов.

Однако несмотря на явные преимущества дизельного трактора, перейти на его выпуск одновременно с ХТЗ и СТЗ алтайским тракторостроителям не удалось. Завод не имел в то время достаточных производственных мощностей. К тому же Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы еще преду­сматривался массовый выпуск тракторов с газогенераторны­ми установками.

В мае 1951 года было принято решение о производстве дизельных гусеничных тракторов ДТ-54. Этим решением предусматривалось «...прекратить в 1952 году производство неэкономичных керосиновых тракторов на Алтайском трак­торном заводе и обеспечить выпуск на этом заводе в 1952 го­ду гусеничных дизельных тракторов ДТ-54».

Используя опыт передовых предприятий страны, коллек­тив завода поставил перед собой задачу осуществить пере­ход на выпуск новой машины без остановки текущего произ­водства.

Администрация, партийная и общественные организации завода по-боевому мобилизовали коллектив на выполнение сложных задач. В январе 1952 года был составлен и утвер­жден комплексный план мероприятий по переводу завода на коллективный стахановский труд, досрочному освоению и вы­пуску дизельных тракторов ДТ-54.

Выполнение комплексного плана потребовало большого напряжения всех сил коллектива. Началом этой работы явилось техническое обучение работников цехов и отделов, озна­комление их с чертежами, техническими требованиями и осо­бенностями дизельного производства.

По инициативе секретаря партийного бюро прессового це­ха Алексея Дмитриевича Волобуева в цехах были созданы десятки кружков по изучению нового оборудования. На этих курсах изучались конструкция дизельного трактора и техно­логические особенности его изготовления. Большие группы рабочих и мастеров побывали на родственных заводах для освоения опыта и повышения квалификации.

Своевременная широкая подготовка кадров и массово-по­литическая работа партийной, профсоюзной и комсомоль­ской организаций завода во многом определили дальнейшее успешное выполнение комплексного плана освоения тракто­ра ДТ-54.

Этот план предусматривал метод постепенного, так на­зываемого ступенчатого, поузлового перехода на производст­во нового трактора. Поузловой график устанавливал сроки проведения подготовки по основным узлам. Подетальный и наладочный графики регламентировали сроки комплексного изготовления оснастки, наладки оборудования и освоение вы­пуска каждой детали нового трактора.

В марте-апреле 1952 года были освоены для массово­го производства коробка скоростей, бортовая передача с при­менением их на керосиновом тракторе. В моторном цехе, где осуществлялась полная перестановка и переоснащение оборудования на всех поточных линиях и серийных участках, был применен совмещенный график создания заделов и пере­монтажа оборудования. Успешное освоение коллективом мо­торного цеха выпуска новых деталей позволило к моменту окончания сборки керосиновых моторов немедленно начать выпуск дизелей.

По инициативе старшего мастера моторного цеха комму­ниста Василия Ивановича Третьякова была создана комплекс­ная бригада творческого содружества по досрочному освое­нию и выпуску коленчатого вала дизельного мотора. В ее состав вошли рабочие-стахановцы, наладчики, мастера, кон­структоры и технологи.

Члены бригады технолог 3. Шабанова и конструкторы Л. Борисова, Б. Фокин досрочно разработали и выдали всю техническую документацию, оказали практическую помощь в обучении рабочих и наладчиков приемам обработки дета­лей дизельного трактора.

На участке  мастера  П. Тарановского  бригадир  В. Ерастов, слесаря Д. Евдокимов, М. Сафронов, В. Матвеев досроч­но произвели перемонтаж и наладку оборудования.

Старший мастер участка коленчатого вала В. Третьяков, мастера В. Бережной, Д. Наездников, наладчики К. Щерби­нин, А. Лукьянов, И. Просветов, В. Кривошеий, рабочие-ста­хановцы И. Волин, И. Гончаренко, А. Лямкина приняли ак­тивное участие в разработке технологии и оснастки, помогли рабочим овладеть технологическим процессом обработки ко­ленчатого вала.

Партийный комитет и завком профсоюза одобрили ини­циативу коллектива участка коленчатого вала, подчеркнув важность создания комплексных бригад творческого содружества стахановцев и инженерно-технических работников.

Дирекция и завком профсоюза разработали и утвердили условия  социалистического  соревнования  комплексных  бригад за успешную  подготовку производства  дизельных трак­торов ДТ-54.

Комплексная бригада инженера П. Н. Радченко, объеди­нившая модельщиков, технологов, металлургов, на месяц раньше срока освоила выпуск блока цилиндров дизельного мотора. Приказом министра автотракторной промышленности «О переводе АТЗ им. М. И. Калинина на выпуск дизельных тракторов ДТ-54» отливка блока цилиндров предусматрива­лась на Харьковском тракторном заводе.

Учитывая нерентабельность дальних перевозок, комплекс­ная бригада Николая Николаевича Радченко приняла обяза­тельства освоить производство блоков своими силами на АТЗ. Конструкторы отдела главного металлурга Н. Радченко, Н. Чубарев, Н. Кравцов разработали 70 чертежей и передали их в модельный цех. Члены бригады старший мастер модель­ного цеха Г. Шкуть, слесарь В. Шкуть, фрезеровщик Л. Жи­харев с помощью конструкторов и технологов изготовили по чертежам полный комплект модельной оснастки. Работники чугунолитейного цеха коммунисты В. Шелыхманов, В. Мас­ленников, А. Гусынин 25 марта выдали пробные отливки блока. Активное участие в разработке наиболее рациональ­ной технологии, чертежей модельной оснастки и пробных от­ливок приняли члены бригады коммунисты старший конт­рольный мастер М. Лоцман, технолог В. Толстых, конструк­тор моторного бюро отдела главного конструктора М. Горожанкин.

Комплексная бригада мастера А. А. Гонта успешно реши­ла сложную задачу отладки технологии изготовления стака­на  бортовой передачи.  Всего на заводе в период освоения производства трактора ДТ-54 активно участвовала в сорев­новании 31 комплексная бригада.

Освоение дизельного трактора потребовало от коллекти­ва АТЗ большого напряжения сил и творческих способностей. Было изготовлено более десяти тысяч наименований техно­логической оснастки, штампов, моделей, приспособлений. Успешно справился с заданием коллектив кузнечного цеха. Образцы самоотверженного труда показали бригады кузне­цов-штамповщиков и работники технических служб. В корот­кие сроки выдал чертежи и всю техническую документацию технический отдел цеха, которым руководил в то время ком­мунист И. П. Романцов. Много инициативы, энергии и боль­шого трудолюбия проявили инженеры, конструкторы и тех­нологи А. И. Гусев, В. И. Говорущенко, Р. Н. Бердовская, Ф. В. Карташов.

Своевременно и успешно выполнил ответственное задание коллектив штамповой мастерской под руководством опытных мастеров коммунистов Б. М. Цвифеля, Г. О. Дитриха и депу­тата Верховного Совета СССР В. Я. Попова.

Значительно возросла в период подготовки производства нового трактора роль молодых специалистов. Способными и энергичными инженерами проявили себя выпускники ин­ститутов Ю. А. Лузянин, С. П. Сумбаев, В. И. Опарин — ма­стера и технологи моторного цеха, Ткачев В. П. — заведую­щий технического бюро тракторосборочного цеха, Ю. С. Ло­гинов — инженер-механик, А. А. Штраухман — мастер чу­гунолитейного цеха, а также выпускники Рубцовского маши­ностроительного техникума дежурный инженер ТЭЦ М. П. Дорофеев, конструктор отдела механика В. Г. Беликов, мастер автоматного цеха Л. Т. Бредихин, мастер термическо­го цеха В. И. Красников, конструктор отдела главного кон­структора В. И. Филиппов.

Молодыми специалистами были укомплектованы главным образом технические отделы заводоуправления. Состав цехо­вого технического персонала по-прежнему оставался почти неизменным и не полностью соответствовал возросшим требо­ваниям в связи с переходом завода на выпуск трактора бо­лее высокого класса точности.

Так, из общего количества всех мастеров лишь 20 процен­тов имели среднее или высшее образование. Многие выпуск­ники институтов и техникумов на заводе в то время исполь­зовались не по специальности.

15 февраля 1952 года бюро Алтайского краевого комите­та партии заслушало вопрос «О серьезных недостатках в работ с руководящими кадрами на АТЗ». Недостатки в рабо­те с молодыми специалистами на АТЗ отметила газета «Ком­сомольская правда».

Из общего количества инженерно-технических работников АТЗ в 1952 году лишь 17,6 процента имели дипломы инжене­ров, 23,3 процента — техников, а 59,2 процента являлись практиками и не имели соответствующего образования. В те­чение 1952 года на АТЗ поступило 38 молодых специалистов из других городов страны и 21 человек окончили Рубцовский вечерний филиал Алтайского сельскохозяйственного машино­строения. 8 февраля 1952 года на заводе впервые состоялась публичная защита дипломных проектов выпускниками этого института.

В числе первых дипломников было много участников Великой Отечественной войны. Опаленные в битвах за Роди­ну, они стремились к знаниям, к созиданию.

Шесть лёт напряженной учебы в вечернем институте без отрыва от производства помогли им стать хорошими специа­листами. Учеником конструктора начал работать на заводе после тяжелого ранения на фронте Дмитрий Феофанович Чуев. Готовясь к защите диплома, он спроектировал цех по изготовлению деталей и сборки заднего моста дизельного трактора.

Успешно защитили дипломные проекты бывший партизан Великой Отечественной войны Александр Сергеевич Земский, фронтовик Юрий Викторович Салтыков, Василий Матвеевич Трутников, Владимир Карпович Жулдыбин, Николай Ива­нович Перевознов.

В дипломном проекте участника войны Михаила Евсеевича Синяева впервые был применен комплексный метод разра­ботки технологии механической обработки и сборки узлов ходовой системы трактора ДТ-54.

Большое практическое значение для успешного освоения производства нового трактора имели дипломные проекты сту­дентов вечернего института Ивана Ивановича Аносова, Гали­ны Андреевны Богдановой, Виктора Ивановича Лебедева, Арона Моисеевича Капулкина, Зои Ивановны Лебедевой, Ва­силия Степановича Сорокина, Елены Александровны Сахновской.

Переход на выпуск нового трактора потребовал значи­тельной перестройки всего производства.

Большого напряжения сил потребовалось от вспомога­тельных цехов и служб завода. Удвоил выпуск продукции коллектив инструментального цеха. Значительное количество нового нестандартного оборудования изготовил коллектив ремонтно-механического цеха. Чтобы справиться с ответствен­ным заданием по инициативе партбюро ремонтно-механического цеха на базе котельно-сварочного участка была создана, специальная мастерская нестандартного оборудования. Ее возглавил бывший квалифицированный слесарь коммунист Петр Васильевич Иванов. В помощь ему из числа работни­ков цеха были выделены два мастера, конструктор-технолог, планировщик-нормировщик.

В предельно сжатые сроки при отсутствии необходимых производственных площадей, а нередко и металла, небольшой коллектив этой мастерской успешно выполнил много сроч­ных и важных заказов. Своевременно были изготовлены су­шильные барабаны и выбивные решетки для сталелитейного цеха, прицепные тележки для цеха безрельсового транспорта, установки для термического цеха, вентиляционные установки, а также многочисленные стеллажи, склизы, рольганги для многих цехов завода.

Из мастерской нестандартного оборудования впоследст­вии на заводе вырос крупный цех станкостроения, механиза­ции и автоматизации (ЦСМА). При формировании этого кол­лектива его основной костяк составили квалифицированные кадры ремонтно-механического цеха.

Значительный объем работ по внедрению новой техники и технологии выполнил коллектив центрального научно-ис­следовательского бюро (ЦНИБ) под руководством лауреата Государственной премии И. 3. Ясногородского.

В борьбе за освоение производства дизельного трактора наиболее полно проявилась творческая инициатива рациона­лизаторов и изобретателей завода.

В период освоения производства трактора ДТ-54 они внес­ли свыше тысячи предложений, что дало заводу около пяти миллионов рублей экономии.

Весной и летом 1952 года все цеха завода были похожи на потревоженные ульи. Все в них перемещалось и шумело. С нарастающими темпами продолжался выпуск керосиновых тракторов. Одновременно технологи, мастера и наладчики обучали рабочих обработке деталей  по чертежам  ДТ-54.

И вот наступил день, который памятной датой вошел в летопись завода, — 20 июня 1952 года. Комсомольско-молодежная смена мастера Георгия Жгута собрала последние семнадцать керосиновых «Натиков», а в 12 часов дня с глав­ного конвейера был снят первый дизельный трактор ДТ-54 массового производства.

В честь этого знаменательного события состоялся митинг. Директор завода Александр Александрович Ежевский горя­чо поздравил алтайских тракторостроителей с большой произ­водственной победой — началом массового производства дизельного трактора ДТ-54.

Безостановочный перевод производства на выпуск ДТ-54 явился крупным вкладом коллектива АТЗ в отечественное тракторостроение и  имел  огромное экономическое значение.

За счет ускоренного внедрения дизельного трактора ДТ-54 в производство общая сумма затрат была возмещена госу­дарству на год раньше срока.

Около двухсот особо отличившихся работников АТЗ были награждены значком  «Отличник социалистического соревно­вания Министерства  автомобильной и тракторной промышленности СССР».

Среди награжденных прессовщица М. Ф. Гречкосеева, ста­левар С. А. Пинчук, формовщица В. Е. Малахова, слесари М. Т. Свищев, П. И. Селезнев, фрезеровщица Н. С. Назарова, мастера М. Г. Санаев, В. П. Ситников, Е. С. Воробьев, старший технолог 3. Н. Шабанова, заместитель начальника цеха М. И. Воронин, начальники цехов И. А. Багин, М. Г. Жарков, диспетчер М. Е. Синяев, главный металлург В. Я. Креч.

В течение 1952 года коллектив АТЗ из квартала в квар­тал выполнял план по всем основным технико-экономическим показателям. За работу в первом квартале ему было присуж­дено Красное знамя Совета Министров Союза ССР, а за работу в третьем квартале — первая денежная премия, Крас­ное знамя ВЦСПС и Министерства.

Незабываемой страницей вошел в историю завода 1952 год.

Алтайский тракторный завод с первых дней своей истории неразрывно  связан  с  сельским  хозяйством,  с тружениками села. Как уже отмечалось выше, в годы войны сельские юно­ши и девушки Алтая по призыву партии и правительства пер­выми пришли на строительство тракторного завода.

Вчерашние крестьяне стали квалифицированными рабочи­ми, служащими, инженерами и техниками. Воспитанные за­водским коллективом, они и впоследствии никогда не теряли интереса к проблемам развития сельского хозяйства.

Возросшая оснащенность сельского хозяйства мощной современной техникой выдвинула на первый план необходи­мость подготовки для села механизаторских кадров, а также организаторов   и   вожаков   сельскохозяйственного   производства. Исходя из задач, поставленных сентябрьским (1953 г.) и февральско-мартовским (1954 г.) Пленумами ЦК КПСС, Алтайский краевой комитет партии принял решение о помо­щи городов края селу и обратился к коллективам промыш­ленных предприятий, учреждений и организаций с призывом усилить шефские связи с колхозами, МТС и совхозами.

Коллективы промышленных предприятий Рубцовска ак­тивно включились в эту работу. В январе 1954 года из горо­да выехало на постоянное жительство в сельскую местность 410 человек, в том числе 85 инженеров и техников, 164 трак­ториста, комбайнера, слесаря, токаря, 48 человек были на­правлены на партийно-хозяйственную работу.

На АТЗ были организованы общегородские курсы подго­товки механизаторов, на которых занимались 250 человек, в том числе 80 работников тракторного завода. По окончании учебы все слушатели этих курсов выехали на работу в село. Были организованы также постоянно действующие курсы по­вышения квалификации инженерно-технических работников и специалистов МТС и совхозов.

Помощь коллектива завода селу в последующие годы ста­новилась все более разносторонней. Многим хозяйствам края завод помогал не только техникой и подготовкой кадров, но и в строительстве жилья, животноводческих помещений.

В 1954—1955 годах Алтайский тракторный завод изгото­вил и поставил для целинных районов 9630 пахотных тракто­ров ДТ-54. Только МТС Алтая в 1954 году получили от заво­да шесть тысяч ДТ-54. Большая помощь селу в годы освоения целины оказывалась поставкой тракторных запасных частей. За 1954—1955 годы АТЗ поставил сельскому хозяйству на 49,2 миллиона рублей запасных частей. В подшефном кол­хозе имени Ленина тракторостроители построили теплицу, в колхозе им. Калинина — паром через Алей, в подшефной МТС полностью механизировали мастерскую. Для постоян­ной работы в колхозы, совхозы и МТС завод направил 118 инженеров и техников 526 различных специальностей. В убор­ке урожая 1954—1955 года приняло участие 2680 тракторо­строителей.

Благодаря самоотверженному труду сельских специали­стов и механизаторов, всенародной помощи труженикам се­ла Алтай за три года освоения целинных и залежных земель получил такое же количество хлеба, какое было получено за 13 предшествующих лет. Увеличение валовой и товарной про­дукции зерна явилось результатом большой организаторской и массово-политической работы партийных и советских органов на местах. За выдающиеся успехи, достигнутые трудящи­мися Алтайского края в деле освоения целинных и залежных земель, увеличение производства зерна и продажу государст­ву в 1956 году 280 миллионов пудов хлеба край награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина. В этом есть определенная заслуга коллектива алтайских тракторостроителей.