На конвейере - ДТ-54 // Пустынников И.А., Севастьянов К.Р. Ордена Ленина Алтайский тракторный: очерк истории Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина [Текст].- Барнаул: Алт. кн.изд-во, 1978.-С.81-91
Новые требования мирного времени с большой остротой выдвинули перед тракторостроителями вопросы дальнейшего совершенствования машин, улучшения их качества, повышения эксплуатационных показателей. Успешно выполняя государственное задание первой послевоенной пятилетки по выпуску тракторов АСХТЗ-НАТИ, коллектив АТЗ одновременно настойчиво и целеустремленно продолжал работу над совершенствованием его конструкции и технологии производства. За годы эксплуатации на полях страны и в суровых фронтовых условиях этот трактор получил хорошую оценку.
Это был первый советский гусеничный трактор с работавшим на керосине двигателем мощностью 52 лошадиные силы. Еще в 1938 году трактор СТЗ-НАТИ получил на выставке в Париже высшую оценку — Гран при.
Конструкторы АТЗ, изучая работу тракторов в самых разнообразных условиях эксплуатации, внесли существенные новшества. Была изменена конструкция воздухоочистителя и масляного фильтра, что повысило срок службы кривошипно-шатунного механизма. Значительно улучшило работоспособность трактора применение эластичного кардана с резиновыми втулками. Срок службы узла увеличился с полутора тысяч часов до шести, т. е. в четыре раза.
Одновременно с усовершенствованием трактора АСХТЗ-НАТИ на заводе еще в годы Великой Отечественной войны интенсивно велась работа по созданию нового дизельного трактора. Группа конструкторов в составе главного конструктора АТЗ М. С. Сидельникова, его заместителя Э. А. Саркисянца, ведущих инженеров X. А. Тейтельбаума, X. А. Вейхмана, Д. С. Гайдука, С. А. Габовича, Б. С. Гахенсона и других в сжатые сроки разработала документацию на новый дизельный трактор. В декабре 1944 года на Алтайском тракторном заводе был изготовлен первый опытный образец гусеничного дизельного трактора ДТ-54, получившего впоследствии большую популярность у механизаторов нашей страны и за ее пределами.
Одним из главных этапов в создании новой машины, который по существу и решает ее будущее, являются испытания. Первыми испытателями на АТЗ были И. К. Смотриченко, П. Е. Харченко. В послевоенные годы в испытательный отряд пришли и стали квалифицированными специалистами Г. 3. Лошкин, М. Ю. Лапкин, Н. А. Лукьянцев,Д.Д.Лебедев. В апреле 1945 года главный конструктор завода М. С. Сидельников, его заместитель Э. А. Саркисянц и группа конструкторов АТЗ были вызваны в Наркомат среднего машиностроения для доклада на коллегии о ходе изготовления образцов дизельных тракторов и результатах их заводских испытаний.
После доклада М. С. Сидельникова члены коллегии осмотрели опытный образец нового трактора.
«Быстрее заканчивайте экспериментальные работы, давайте скорее машину!» — одобрительно говорили работники Наркомата. Дизельный трактор был доставлен на опытное поле Тимирязевской сельскохозяйственной академии, где его осмотрел нарком сельского хозяйства А. А. Андреев.
Разговоры в Наркомате, встреча с А. А. Андреевым оставили у конструкторов АТЗ неизгладимое впечатление. Там, в Москве, они еще острее ощутили необходимость скорейшего выпуска дизельного трактора.
Государственные испытания опытных образцов проводились на полях страны в различных условиях их эксплуатации. Весной 1946 года группа испытателей АТЗ с тремя дизельными тракторами и двумя серийными 1 ТА выехали на Армавирскую испытательную станцию. Одновременно с алтайскими тракторами на испытания было представлено около 30 разных марок тракторов других заводов страны, в том числе новые трактора ХТЗ и СТЗ. Всем им предстояло держать серьезный экзамен — отработать по две тысячи часов.
В 1947 году на заводе были изготовлены еще три опытных трактора ДТ-54, которые были отправлены на межведомственные испытания в Янги-Юль Узбекской ССР. После усовершенствования ряда узлов новый трактор проверялся на всех видах сельскохозяйственных работ на поливных, изрезанных арыками тяжелых почвах Узбекистана. И здесь алтайский ДТ-54 с честью выдержал строгий экзамен.
По результатам проведенных испытаний и материалам технической экспертизы Государственная комиссия рекомендовала дизельный трактор АТЗ для поставки на серийное производство.
В ноябре 1949 года Харьковский и Сталинградский тракторные заводы первыми освоили его выпуск. Отдельные узлы дизельного трактора одновременно совершенствовались в процессе освоения производства. Много новшеств внесли конструкторы СТЗ и ХТЗ, что позволило сделать трактор более совершенным и надежным в эксплуатации.
В марте 1950 года на АТЗ пришла радостная весть: решением Совета Министров СССР за разработку конструкции и промышленное освоение сельскохозяйственного дизельного трактора присуждена Сталинская премия руководителю работ, главному инженеру АТЗ Михаилу Степановичу Сидельникову, бывшему директору, ставшему заместителем министра автотракторной промышленности СССР, Петру Павловичу Парфенову, бывшему главному инженеру Николаю Николаевичу Петровскому, конструкторам Эрванду Арменакиевичу Саркисянцу и Ханине Яковлевичу Тейтельбауму.
Дизельный трактор как в техническом, так и в экономическом отношении явился более совершенной машиной.
Если на керосиновом тракторе АСХТЗ-НАТИ самые лучшие механизаторы могли вспахать за сезон 1200—1500 гектаров, то на дизельном тракторе они начали вспахивать до 2 тысяч гектаров. Основным преимуществом нового трактора по сравнению с работавшим на керосине являлось значительное уменьшение расхода горючего и смазочных материалов, более высокая износоустойчивость и надежность в работе.
В своих выводах межведомственная комиссия по испытанию тракторов отмечала высокую экономичность дизельного трактора АТЗ ДТ-54, применение которого по сравнению с керосиновыми тракторами давало экономию топлива на 35— 40 процентов.
Однако несмотря на явные преимущества дизельного трактора, перейти на его выпуск одновременно с ХТЗ и СТЗ алтайским тракторостроителям не удалось. Завод не имел в то время достаточных производственных мощностей. К тому же Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы еще предусматривался массовый выпуск тракторов с газогенераторными установками.
В мае 1951 года было принято решение о производстве дизельных гусеничных тракторов ДТ-54. Этим решением предусматривалось «...прекратить в 1952 году производство неэкономичных керосиновых тракторов на Алтайском тракторном заводе и обеспечить выпуск на этом заводе в 1952 году гусеничных дизельных тракторов ДТ-54».
Используя опыт передовых предприятий страны, коллектив завода поставил перед собой задачу осуществить переход на выпуск новой машины без остановки текущего производства.
Администрация, партийная и общественные организации завода по-боевому мобилизовали коллектив на выполнение сложных задач. В январе 1952 года был составлен и утвержден комплексный план мероприятий по переводу завода на коллективный стахановский труд, досрочному освоению и выпуску дизельных тракторов ДТ-54.
Выполнение комплексного плана потребовало большого напряжения всех сил коллектива. Началом этой работы явилось техническое обучение работников цехов и отделов, ознакомление их с чертежами, техническими требованиями и особенностями дизельного производства.
По инициативе секретаря партийного бюро прессового цеха Алексея Дмитриевича Волобуева в цехах были созданы десятки кружков по изучению нового оборудования. На этих курсах изучались конструкция дизельного трактора и технологические особенности его изготовления. Большие группы рабочих и мастеров побывали на родственных заводах для освоения опыта и повышения квалификации.
Своевременная широкая подготовка кадров и массово-политическая работа партийной, профсоюзной и комсомольской организаций завода во многом определили дальнейшее успешное выполнение комплексного плана освоения трактора ДТ-54.
Этот план предусматривал метод постепенного, так называемого ступенчатого, поузлового перехода на производство нового трактора. Поузловой график устанавливал сроки проведения подготовки по основным узлам. Подетальный и наладочный графики регламентировали сроки комплексного изготовления оснастки, наладки оборудования и освоение выпуска каждой детали нового трактора.
В марте-апреле 1952 года были освоены для массового производства коробка скоростей, бортовая передача с применением их на керосиновом тракторе. В моторном цехе, где осуществлялась полная перестановка и переоснащение оборудования на всех поточных линиях и серийных участках, был применен совмещенный график создания заделов и перемонтажа оборудования. Успешное освоение коллективом моторного цеха выпуска новых деталей позволило к моменту окончания сборки керосиновых моторов немедленно начать выпуск дизелей.
По инициативе старшего мастера моторного цеха коммуниста Василия Ивановича Третьякова была создана комплексная бригада творческого содружества по досрочному освоению и выпуску коленчатого вала дизельного мотора. В ее состав вошли рабочие-стахановцы, наладчики, мастера, конструкторы и технологи.
Члены бригады технолог 3. Шабанова и конструкторы Л. Борисова, Б. Фокин досрочно разработали и выдали всю техническую документацию, оказали практическую помощь в обучении рабочих и наладчиков приемам обработки деталей дизельного трактора.
На участке мастера П. Тарановского бригадир В. Ерастов, слесаря Д. Евдокимов, М. Сафронов, В. Матвеев досрочно произвели перемонтаж и наладку оборудования.
Старший мастер участка коленчатого вала В. Третьяков, мастера В. Бережной, Д. Наездников, наладчики К. Щербинин, А. Лукьянов, И. Просветов, В. Кривошеий, рабочие-стахановцы И. Волин, И. Гончаренко, А. Лямкина приняли активное участие в разработке технологии и оснастки, помогли рабочим овладеть технологическим процессом обработки коленчатого вала.
Партийный комитет и завком профсоюза одобрили инициативу коллектива участка коленчатого вала, подчеркнув важность создания комплексных бригад творческого содружества стахановцев и инженерно-технических работников.
Дирекция и завком профсоюза разработали и утвердили условия социалистического соревнования комплексных бригад за успешную подготовку производства дизельных тракторов ДТ-54.
Комплексная бригада инженера П. Н. Радченко, объединившая модельщиков, технологов, металлургов, на месяц раньше срока освоила выпуск блока цилиндров дизельного мотора. Приказом министра автотракторной промышленности «О переводе АТЗ им. М. И. Калинина на выпуск дизельных тракторов ДТ-54» отливка блока цилиндров предусматривалась на Харьковском тракторном заводе.
Учитывая нерентабельность дальних перевозок, комплексная бригада Николая Николаевича Радченко приняла обязательства освоить производство блоков своими силами на АТЗ. Конструкторы отдела главного металлурга Н. Радченко, Н. Чубарев, Н. Кравцов разработали 70 чертежей и передали их в модельный цех. Члены бригады старший мастер модельного цеха Г. Шкуть, слесарь В. Шкуть, фрезеровщик Л. Жихарев с помощью конструкторов и технологов изготовили по чертежам полный комплект модельной оснастки. Работники чугунолитейного цеха коммунисты В. Шелыхманов, В. Масленников, А. Гусынин 25 марта выдали пробные отливки блока. Активное участие в разработке наиболее рациональной технологии, чертежей модельной оснастки и пробных отливок приняли члены бригады коммунисты старший контрольный мастер М. Лоцман, технолог В. Толстых, конструктор моторного бюро отдела главного конструктора М. Горожанкин.
Комплексная бригада мастера А. А. Гонта успешно решила сложную задачу отладки технологии изготовления стакана бортовой передачи. Всего на заводе в период освоения производства трактора ДТ-54 активно участвовала в соревновании 31 комплексная бригада.
Освоение дизельного трактора потребовало от коллектива АТЗ большого напряжения сил и творческих способностей. Было изготовлено более десяти тысяч наименований технологической оснастки, штампов, моделей, приспособлений. Успешно справился с заданием коллектив кузнечного цеха. Образцы самоотверженного труда показали бригады кузнецов-штамповщиков и работники технических служб. В короткие сроки выдал чертежи и всю техническую документацию технический отдел цеха, которым руководил в то время коммунист И. П. Романцов. Много инициативы, энергии и большого трудолюбия проявили инженеры, конструкторы и технологи А. И. Гусев, В. И. Говорущенко, Р. Н. Бердовская, Ф. В. Карташов.
Своевременно и успешно выполнил ответственное задание коллектив штамповой мастерской под руководством опытных мастеров коммунистов Б. М. Цвифеля, Г. О. Дитриха и депутата Верховного Совета СССР В. Я. Попова.
Значительно возросла в период подготовки производства нового трактора роль молодых специалистов. Способными и энергичными инженерами проявили себя выпускники институтов Ю. А. Лузянин, С. П. Сумбаев, В. И. Опарин — мастера и технологи моторного цеха, Ткачев В. П. — заведующий технического бюро тракторосборочного цеха, Ю. С. Логинов — инженер-механик, А. А. Штраухман — мастер чугунолитейного цеха, а также выпускники Рубцовского машиностроительного техникума дежурный инженер ТЭЦ М. П. Дорофеев, конструктор отдела механика В. Г. Беликов, мастер автоматного цеха Л. Т. Бредихин, мастер термического цеха В. И. Красников, конструктор отдела главного конструктора В. И. Филиппов.
Молодыми специалистами были укомплектованы главным образом технические отделы заводоуправления. Состав цехового технического персонала по-прежнему оставался почти неизменным и не полностью соответствовал возросшим требованиям в связи с переходом завода на выпуск трактора более высокого класса точности.
Так, из общего количества всех мастеров лишь 20 процентов имели среднее или высшее образование. Многие выпускники институтов и техникумов на заводе в то время использовались не по специальности.
15 февраля 1952 года бюро Алтайского краевого комитета партии заслушало вопрос «О серьезных недостатках в работ с руководящими кадрами на АТЗ». Недостатки в работе с молодыми специалистами на АТЗ отметила газета «Комсомольская правда».
Из общего количества инженерно-технических работников АТЗ в 1952 году лишь 17,6 процента имели дипломы инженеров, 23,3 процента — техников, а 59,2 процента являлись практиками и не имели соответствующего образования. В течение 1952 года на АТЗ поступило 38 молодых специалистов из других городов страны и 21 человек окончили Рубцовский вечерний филиал Алтайского сельскохозяйственного машиностроения. 8 февраля 1952 года на заводе впервые состоялась публичная защита дипломных проектов выпускниками этого института.
В числе первых дипломников было много участников Великой Отечественной войны. Опаленные в битвах за Родину, они стремились к знаниям, к созиданию.
Шесть лёт напряженной учебы в вечернем институте без отрыва от производства помогли им стать хорошими специалистами. Учеником конструктора начал работать на заводе после тяжелого ранения на фронте Дмитрий Феофанович Чуев. Готовясь к защите диплома, он спроектировал цех по изготовлению деталей и сборки заднего моста дизельного трактора.
Успешно защитили дипломные проекты бывший партизан Великой Отечественной войны Александр Сергеевич Земский, фронтовик Юрий Викторович Салтыков, Василий Матвеевич Трутников, Владимир Карпович Жулдыбин, Николай Иванович Перевознов.
В дипломном проекте участника войны Михаила Евсеевича Синяева впервые был применен комплексный метод разработки технологии механической обработки и сборки узлов ходовой системы трактора ДТ-54.
Большое практическое значение для успешного освоения производства нового трактора имели дипломные проекты студентов вечернего института Ивана Ивановича Аносова, Галины Андреевны Богдановой, Виктора Ивановича Лебедева, Арона Моисеевича Капулкина, Зои Ивановны Лебедевой, Василия Степановича Сорокина, Елены Александровны Сахновской.
Переход на выпуск нового трактора потребовал значительной перестройки всего производства.
Большого напряжения сил потребовалось от вспомогательных цехов и служб завода. Удвоил выпуск продукции коллектив инструментального цеха. Значительное количество нового нестандартного оборудования изготовил коллектив ремонтно-механического цеха. Чтобы справиться с ответственным заданием по инициативе партбюро ремонтно-механического цеха на базе котельно-сварочного участка была создана, специальная мастерская нестандартного оборудования. Ее возглавил бывший квалифицированный слесарь коммунист Петр Васильевич Иванов. В помощь ему из числа работников цеха были выделены два мастера, конструктор-технолог, планировщик-нормировщик.
В предельно сжатые сроки при отсутствии необходимых производственных площадей, а нередко и металла, небольшой коллектив этой мастерской успешно выполнил много срочных и важных заказов. Своевременно были изготовлены сушильные барабаны и выбивные решетки для сталелитейного цеха, прицепные тележки для цеха безрельсового транспорта, установки для термического цеха, вентиляционные установки, а также многочисленные стеллажи, склизы, рольганги для многих цехов завода.
Из мастерской нестандартного оборудования впоследствии на заводе вырос крупный цех станкостроения, механизации и автоматизации (ЦСМА). При формировании этого коллектива его основной костяк составили квалифицированные кадры ремонтно-механического цеха.
Значительный объем работ по внедрению новой техники и технологии выполнил коллектив центрального научно-исследовательского бюро (ЦНИБ) под руководством лауреата Государственной премии И. 3. Ясногородского.
В борьбе за освоение производства дизельного трактора наиболее полно проявилась творческая инициатива рационализаторов и изобретателей завода.
В период освоения производства трактора ДТ-54 они внесли свыше тысячи предложений, что дало заводу около пяти миллионов рублей экономии.
Весной и летом 1952 года все цеха завода были похожи на потревоженные ульи. Все в них перемещалось и шумело. С нарастающими темпами продолжался выпуск керосиновых тракторов. Одновременно технологи, мастера и наладчики обучали рабочих обработке деталей по чертежам ДТ-54.
И вот наступил день, который памятной датой вошел в летопись завода, — 20 июня 1952 года. Комсомольско-молодежная смена мастера Георгия Жгута собрала последние семнадцать керосиновых «Натиков», а в 12 часов дня с главного конвейера был снят первый дизельный трактор ДТ-54 массового производства.
В честь этого знаменательного события состоялся митинг. Директор завода Александр Александрович Ежевский горячо поздравил алтайских тракторостроителей с большой производственной победой — началом массового производства дизельного трактора ДТ-54.
Безостановочный перевод производства на выпуск ДТ-54 явился крупным вкладом коллектива АТЗ в отечественное тракторостроение и имел огромное экономическое значение.
За счет ускоренного внедрения дизельного трактора ДТ-54 в производство общая сумма затрат была возмещена государству на год раньше срока.
Около двухсот особо отличившихся работников АТЗ были награждены значком «Отличник социалистического соревнования Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР».
Среди награжденных прессовщица М. Ф. Гречкосеева, сталевар С. А. Пинчук, формовщица В. Е. Малахова, слесари М. Т. Свищев, П. И. Селезнев, фрезеровщица Н. С. Назарова, мастера М. Г. Санаев, В. П. Ситников, Е. С. Воробьев, старший технолог 3. Н. Шабанова, заместитель начальника цеха М. И. Воронин, начальники цехов И. А. Багин, М. Г. Жарков, диспетчер М. Е. Синяев, главный металлург В. Я. Креч.
В течение 1952 года коллектив АТЗ из квартала в квартал выполнял план по всем основным технико-экономическим показателям. За работу в первом квартале ему было присуждено Красное знамя Совета Министров Союза ССР, а за работу в третьем квартале — первая денежная премия, Красное знамя ВЦСПС и Министерства.
Незабываемой страницей вошел в историю завода 1952 год.
Алтайский тракторный завод с первых дней своей истории неразрывно связан с сельским хозяйством, с тружениками села. Как уже отмечалось выше, в годы войны сельские юноши и девушки Алтая по призыву партии и правительства первыми пришли на строительство тракторного завода.
Вчерашние крестьяне стали квалифицированными рабочими, служащими, инженерами и техниками. Воспитанные заводским коллективом, они и впоследствии никогда не теряли интереса к проблемам развития сельского хозяйства.
Возросшая оснащенность сельского хозяйства мощной современной техникой выдвинула на первый план необходимость подготовки для села механизаторских кадров, а также организаторов и вожаков сельскохозяйственного производства. Исходя из задач, поставленных сентябрьским (1953 г.) и февральско-мартовским (1954 г.) Пленумами ЦК КПСС, Алтайский краевой комитет партии принял решение о помощи городов края селу и обратился к коллективам промышленных предприятий, учреждений и организаций с призывом усилить шефские связи с колхозами, МТС и совхозами.
Коллективы промышленных предприятий Рубцовска активно включились в эту работу. В январе 1954 года из города выехало на постоянное жительство в сельскую местность 410 человек, в том числе 85 инженеров и техников, 164 тракториста, комбайнера, слесаря, токаря, 48 человек были направлены на партийно-хозяйственную работу.
На АТЗ были организованы общегородские курсы подготовки механизаторов, на которых занимались 250 человек, в том числе 80 работников тракторного завода. По окончании учебы все слушатели этих курсов выехали на работу в село. Были организованы также постоянно действующие курсы повышения квалификации инженерно-технических работников и специалистов МТС и совхозов.
Помощь коллектива завода селу в последующие годы становилась все более разносторонней. Многим хозяйствам края завод помогал не только техникой и подготовкой кадров, но и в строительстве жилья, животноводческих помещений.
В 1954—1955 годах Алтайский тракторный завод изготовил и поставил для целинных районов 9630 пахотных тракторов ДТ-54. Только МТС Алтая в 1954 году получили от завода шесть тысяч ДТ-54. Большая помощь селу в годы освоения целины оказывалась поставкой тракторных запасных частей. За 1954—1955 годы АТЗ поставил сельскому хозяйству на 49,2 миллиона рублей запасных частей. В подшефном колхозе имени Ленина тракторостроители построили теплицу, в колхозе им. Калинина — паром через Алей, в подшефной МТС полностью механизировали мастерскую. Для постоянной работы в колхозы, совхозы и МТС завод направил 118 инженеров и техников 526 различных специальностей. В уборке урожая 1954—1955 года приняло участие 2680 тракторостроителей.
Благодаря самоотверженному труду сельских специалистов и механизаторов, всенародной помощи труженикам села Алтай за три года освоения целинных и залежных земель получил такое же количество хлеба, какое было получено за 13 предшествующих лет. Увеличение валовой и товарной продукции зерна явилось результатом большой организаторской и массово-политической работы партийных и советских органов на местах. За выдающиеся успехи, достигнутые трудящимися Алтайского края в деле освоения целинных и залежных земель, увеличение производства зерна и продажу государству в 1956 году 280 миллионов пудов хлеба край награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина. В этом есть определенная заслуга коллектива алтайских тракторостроителей.